СЛУЧАЙНОЕ ФОТО

АРХИВ


Научиться играть в бильярд за 20 минут?


...нет, конечно. Настоящие игроки оттачивали свое мастерство годами. Однако все мы куда-то спешим, у нас нет времени на изучение официальных правил, на регулярные занятия с тренером. Специально для "спешащих" людей мы разместили эту статью, которая поможет сделать первый шаг в понимании основ игры на бильярде. Если же вам удастся воспользоваться нашими рекомендациями, а еще лучше - потренироваться с помощью приведенных тут основных упражнений, вы можете довольно значительно повысить уровень игры, а может быть, и сэкономить некоторую сумму денег на начальное обучение с тренером. Итак, начнем...

ХВАТ

Кий удерживается так, как показано на рисунке, при этом основная часть усилия, поддерживающего кий снизу, создается указательным, средним и, возможно, безымянным пальцем. Большой палец слегка прижимает кий к основанию указательного и среднего пальцев, а свободные пальцы (мизинец и, возможно, безымянный) расслабленно согнуты рядом и могут даже не касаться кия, но должны касаться друг друга. Не следует выпрямлять и оттопыривать их, это создает лишнее напряжение кисти. Получается наполовину сжатый кулак, при этом кий не должен касаться большей части поверхности ладони. Большой палец должен смыкаться с указательным и средним, образуя сплошное кольцо. Внутри этого кольца сверху обязательно должен быть видимый зазор между кием и суставом большого пальца - примерно в полсантиметра.

Хват должен быть одновременно плотным и легким. Оба требования, на первый взгляд, противоречат друг другу, но это не так. Плотный хват – это такой, при котором кий не проскальзывает, не проворачивается, не болтается в руке. Попробуйте найти правильную силу практически. Встаньте в стойку, сожмите кий крепко, затем, удерживая кий другой рукой, расслабляйте хват и пробуйте легкими усилиями провернуть кий в руке. Добейтесь максимального расслабления руки, чтобы при этом кий не скользил бы и не болтался. Вы обнаружите, что для выполнения этого условия вовсе не нужно держать кий с усилием. Выполните в стойке несколько энергичных размахов, имитирующих удар, или сделайте несколько несильных ударов по битку. Повторяйте эти движения, понемногу расслабляя хват. Уловите момент, когда кий начнет проскальзывать по инерции или выскальзывать из руки после удара о биток. Теперь будет достаточно чуть прижать кий, слегка согнув пальцы, и получится достаточно плотный, но легкий хват кия, кисть должна остаться мягкой и расслабленной.

Не отгибайте полусжатый кулак, удерживающий кий, наружу или вовнутрь. Вообще не напрягайте руку в запястье, лучезапястный сустав должен свободно работать как шарнир.

Самая распространенная ошибка начинающих - слишком крепкий, мертвый хват.

В каком месте надо держать кий? На этот вопрос нет единственного ответа. Правило для определения точки хвата на рукоятке кия выглядит так: в момент касания битка ударная рука от плеча до локтевого сгиба должна быть (по возможности) расположена горизонтально и направляться по линии удара, а от локтевого сгиба до кисти рука должна быть строго вертикальна. В идеале должны образоваться два прямых угла. Становится ясно, что точка хвата на рукоятке кия зависит от конкретных условий удара (расстояния от края стола до битка) и от стойки. Опытные игроки, в зависимости от условий удара, могут держать кий в любом месте – от центра тяжести до бампера. Но для большинства привычных ударов у каждого хорошего игрока есть одна выработанная стойка, при этих ударах точка хвата также обычно постоянна.

СТОЙКА

Единственной правильной стойки, пригодной для всех, не существует. В большой степени стойка зависит от вида игры, высоты стола, роста игрока и т.д. В целом стойка должна быть удобной, сбалансированной, кий должен двигаться параллельно плоскости стола, в идеале должно выдерживаться "правило двух прямых углов" (см. выбор точки хвата) для ударной руки. Нагрузка в стойке должна приходиться только на ноги, рука на столе, служащая упором для кия, не должна быть нагружена существенной частью веса вашего тела, т.е. опираться на нее нельзя (если только речь не идет об особых видах стоек, когда игрок почти распластывается на столе). Второе требование к "стандартной" стойке каждого игрока – при выполнении ударов из одной и той же позиции, стойка должна получаться всегда одинаковой, без специальных усилий по проверке ее правильности.

Классический способ постановки в стойку, вероятно, поможет поначалу, а затем, по мере накопления опыта, каждый игрок выберет для себя наилучшую стойку. Все изложение далее приводится для правшей (левши могут повторить в зеркальном отображении).



найдите линию прицеливания и встаньте на нее, лицом по направлению будущего удара.

уложите кий передним концом на стол, рядом с битком, так чтобы наклейка кия оказалась строго справа от битка, примерно в 10-20 см правее.

удерживая кий примерно за середину обмотки или чуть ближе к бамперу, найдите для себя такую дистанцию от битка, когда правая рука будет свободно висеть, выпрямленная вертикально, а наклейка будет почти касаться битка. Кулак, удерживающий кий в таком положении должен касаться бедра.

находясь на этой дистанции, встаньте как можно точнее на линию прицеливания, прямо перед битком, глядя по линии прицеливания, пятки сжаты, спина выпрямлена, подбородок слегка поднят.

поднимите кий со стола и возьмите его левой рукой примерно в будущей точке упора. Глядя на прицельный шар, одновременно с полуоборотом вправо на правой пятке, сделайте левой ногой шаг вперед-влево, поставив ступню левой ноги параллельно линии прицеливания. В результате ваша правая пятка должна оставаться точно на линии прицеливания, носок правой ноги будет смотреть вправо на угол примерно 55-60 градусов а корпус окажется развернут вправо на 45-55 градусов. Длина шага левой ноги должна быть подобрана так, чтобы после постановки в стойку ваш упор (левая рука) оказался бы на удобном для вас расстоянии от битка (обычно это 10-25 см).

из занятого в п.5 положения нагнитесь вперед, к битку, сохраняя спину по возможности прямой а шею – вытянутой в сторону удара, до тех пор, пока прямая левая рука не займет нужную точку перед битком а кий не встанет точно на ось удара, почти касаясь битка. В зависимости от вашего роста и высоты стола возможно придется более или менее согнуть ноги в коленях. Не отрывайте глаз от прицельного шара. Не следует горбиться или напрягать шею и плечи. Голова должна оказаться на высоте около 20-50 см над поверхностью стола (найдите как вам будет удобнее и лучше видна линия удара).

проверьте выполнение "правила двух прямых углов", расстояние от упора до битка, общее удобство занятой стойки. Самое главное – проверьте положение головы. Она должна быть направлена по линии удара, так, чтобы кий оказался точно под подбородком (или под доминирующим глазом, если вам удобнее целиться одним глазом). Кулак правой руки, держащей кий, должен оказаться примерно над правой ступней. Если что-нибудь вышло не так, или неудобно, повторите постановку в стойку, скорректировав ошибку.


МОСТЫ

Наиболее популярным среди новичков является открытый мост, показанный выше. Широко расположите кисть руки на столе, расставив в стороны попарно средний и указательный пальцы, а также безымянный и мизинец. Поднимите ладонь вверх (высота подъема зависит от размера шаров, которыми Вы играете), при этом оставив кончики пальцев на столе. Крепко прижмите большой палец к основанию указательного, оттопырив в сторону его (большого пальца) кончик, и Ваш мост готов. Мост должен быть прочным и стабильным, не допускайте расхлябанности. Для проверки прочности моста надавите другой рукой на место стыка большого и указательного пальцев. Если мост не прогнулся, то все в порядке.

Если Вы планируете играть регулярно, то Вам потребуется кольцевой (закрытый) мост, показанный на втором рисунке. Для "сооружения" такого моста соедините кончики большого и указательного пальцев и прижмите образовавшееся кольцо к костяшке среднего пальца. Ваши пальцы не должны слишком плотно обхватывать шафт кия, и в тоже время шафт не должен свободно болтаться, необходимо нечто среднее. Поднимайте или опускайте свой мост (а не кий) в зависимости от высоты точки битка, по которой Вы хотите ударить. Старайтесь держать кий параллельно поверхности стола.

Следующим типом моста является мост для ударов через шар. Этот мост необходим, когда между Вами и битком, либо же рядом с ним находится шар, который мешает использовать другие типы мостов. Согните указательный палец, а большой палец плотно прижмите к его костяшке. Три оставшихся пальца держатся прямыми и выставляются на стол как опора для моста. Кий проходит по стыку большого и указательного пальцев.

Когда биток (белый шар в пуле) находится около борта, то используется мост для ударов с борта, показанный на четвертом рисунке. Большой палец держится внизу (за бортом), а кий проходит между указательным и средним пальцем.

ВИДЫ УДАРОВ ПО ШАРАМ

Для начала Вам потребуется научиться бить кием точно в центр битка (условно назовем это "центральным ударом"). Большинство промахов начинающие игроки делают не из за плохого прицеливания, а из-за неумения при ударе попадать кием точно в центр битка. Приучитесь не смотреть на биток в момент удара (смотреть надо на прицельный шар), так, чтобы удар кием точно в центр битка получался бы всегда сам собою. При таких ударах вы имеете естественную, неискаженную траекторию битка и наибольшую точность.

Децентрализованные удары требуются для изменения естественной траектории битка. Игрок специально направляет кий выше, ниже, левее или правее центра битка, добиваясь ожидаемого эффекта. При децентрализованном ударе не направляйте свой кий мимо центра шара на расстояние более чем в один-два диаметра наклейки, иначе кий соскользнет.

Для начала опробуйте удар выше центра битка ("накат", "верхний винт"), после соударения с прицельным шаром биток, пущенный накатом, пройдет вперед, заметно дальше по сравнению с естественной траекторией битка, пущенного "центральным ударом".

Удар кием ниже центра битка ("оттяжка", "нижний винт") приводит к противоположному эффекту, биток отклоняется назад от своей естественной траектории или быстро останавливается. Удар с остановом битка - один из самых надежных при игре в пул. Тренируйте его специально. Сильная оттяжка, такая, чтобы биток быстро покатился бы назад после удара - полезный, но сложный для начинающих элемент. Не стоит тратить время на специальное самостоятельное изучение таких ударов, со временем они начнут получаться сами собой.

Не задирайте рукоятку кия вверх, наоборот, держите ее как можно ниже, проводя ее не выше двух-пяти сантиметров над бортом стола. Обычный удар выполняется практически горизонтальным движением кия. Удар высоко поднятым кием (наклонный удар) - это особый случай. Он выполняется профессионалами специально, обычно для того, чтобы пустить биток по изогнутой траектории, подбросить его, или для сильной "оттяжки" на коротком расстоянии. Если вы чрезмерно поднимаете рукоятку кия при обычном ударе - эффекты искривления и подпрыгивания битка будут сильно вредить вашей точности. Это - вторая по частоте причина промахов у начинающих игроков.

Все рассмотренные виды ударов должны производиться так, чтобы кий касался битка в точках, расположенных строго по вертикальной линии, проходящей через центр битка. Удары левее или правее этой линии называются "винтами". Начинающие игроки не должны играть винтами, из за сложностей с прицеливанием и с компенсацией отклонений. Просто забудьте о винтах на первые полгода.

ВЫПОЛНЕНИЕ УДАРА

Натирайте наклейку мелом перед КАЖДЫМ ударом.

Держите руку, которой Вы собираетесь произвести удар (у правшей это - правая рука) на достаточно близком расстоянии от корпуса, но не допуская касания кием корпуса, бедер, краев одежды и т.п. Не оттопыривайте локоть правой руки в сторону и не прижимайте его к корпусу. Добивайтесь, чтобы Ваши локоть и кисть двигались бы легко, расслабленно, но ни в коем случае не болтаясь. При ударе Вы должны направить кий вперед по идеально прямой, горизонтальной или почти горизонтальной линии. Прежде чем выполнить удар, произведите несколько мягких движений имитирующих удар, и при необходимости откорректируйте свое прицеливание или стойку. При правильном выполнении удара игрок должен быть абсолютно неподвижен, за исключением подобного маятнику движения участка правой руки от локтевого сустава до запястья (некоторые игроки едва заметно опускают локоть после удара кия по битку, обычно это не вредит игре). Кисть и запястье при этом расслаблены, они работают как шарнир и на траекторию движения кия или силу удара влиять не должны. В очень редких случаях применяется короткий кистевой удар (локоть неподвижен, а кий приводится в движения только кистью), начинающие не должны применять его, пока не освоят основную технику удара.

После контакта с битком Ваш кий должен продвинуться на место, где до удара стоял биток, как бы "сопровождая" его, не менее чем на 5-10 сантиметров (как показано на рисунке). Здесь, как и во многих других видах спорта, плавность и равномерность движения играют решающую роль. Старайтесь не дергать кий, не останавливать его сразу же после его соударения с битком, вместо этого дайте кию мягко пройти вперед и остановиться без дополнительного Вашего усилия. Прослеживая путь битка, замрите в стойке после выполнения удара, как минимум до тех пор, пока биток не встретится с шаром. Не спешите выпрямляться или поднимать кий сразу после удара.

Самая распространенная ошибка начинающих игроков в пул - слишком сильный удар. Обычным несильным ударом в пуле считается удар такой силы, при которой биток, пущенный на пустом столе в противоположный борт (вдоль стола), проходит путь примерно в две длины стола, отражаясь от бортов один или два раза. Удар такой силы применяется опытными игроками в 90% случаев. Потренируйте прямой центральный удар битком в борт на пустом столе, так, чтобы контролировать силу удара не напрягаясь.

Не смотрите на биток во время удара. Смотреть надо на прицельный шар.


ПРИМЕНЕНИЕ ВИНТОВ

Винтами называются удары, когда биток в той или иной степени вертится "волчком" вокруг своей вертикальной оси. Винты применяются чаще всего для изменения траектории отскока битка от борта. Кроме этого, винт немного влияет на траекторию прицельного шара и битка после их соударения. Краткое но точное описание всех эффектов винта сделать очень сложно, еще сложнее применять винты на практике.

Чтобы понять главный полезный эффект винтов - тщательно натрите наклейку кия мелом и сделайте несколько винтовых ударов со средней силы, направляя биток прямо в борт под прямым углом. При смещении точки удара кием по битку на сантиметр вправо от центра битка вы получите "правый винт", биток вернется от борта не точно к вам, а пройдет намного правее. Противоположный эффект даст "левый винт". При точном центральном ударе в борт под прямым углом без винта (кий приходится точно в центр битка), биток должен вернуться прямо к вам. Освоив винты в борт, попробуйте удары винтом по прицельному шару, поставив его примерно на середину стола. Возможно, вы обнаружите что промахиваетесь винтами гораздо чаще, чем при обычных ударах из этой же позиции, но без винтов.

Это показывает насколько сложно научиться точным ударам с винтами. Многие профессиональные игроки высокого класса выигрывают партии в пуле без единого удара винтом. Игроки начального уровня не должны пользоваться винтами без крайней необходимости. Исключением является ситуация, когда прицельный шар и биток стоят очень близко к лузе, и диапазон допустимой ошибки достаточно широк.


ПРИЦЕЛИВАНИЕ ПРИ РЕЗКЕ

Чтобы забить прицельный шар в изображенной позиции, потребуется "резка" - удар битком, направленным в прицельный шар так, чтобы он биток ударил не "в лоб" а "как бы сбоку", под определенным углом. Чтобы определить этот угол, проведите воображаемую прямую линию между серединой "входа" в лузу и центром прицельного шара. Точка выхода линии со стороны шара, противоположной лузе, является точкой, где должно произойти СОПРИКОСНОВЕНИЕ битка и прицельного шара. Чтобы это произошло, Вам будет необходимо своим ударом "доставить" биток в позицию, показанную пунктиром (пунктиром изображен "воображаемый шар"). Таким образом, линия прицеливания (траектория, по которой вы должны пустить биток) проходит через центр битка и центр "воображаемого шара".

Чтобы сделать это более понятным и выработать зрительный навык - поставьте прицельный шар и биток в позицию, подобную изображенной, отыщите на прицельном шаре точку соприкосновения, затем вплотную к прицельному шару поставьте третий шар, сориентировав его так, чтобы линия, проходящая через центры соприкасающихся шаров, была бы направлена точно в середину входа в лузу, видимого вам со стороны шаров. Место, занятое третьим шаром - это и есть точное место "воображаемого шара" а место соприкосновения шаров - это точка соприкосновения, в которую должен ударить биток. Проведите мысленную линию через центры битка и "третьего шара", запомните ее, это - траектория удара, линия прицеливания. Займите стойку для удара, присмотритесь к третьему шару, запомните его положение, затем попросите ассистента убрать третий шар и несильным ударом в центр битка направьте его точно на место, где стоял третий шар. Если все сделано правильно - прицельный шар попадет в лузу.

Повторяйте это упражнение в разных положениях прицельного шара по отношению к лузе, с разных углов резки, и на разных дистанциях. После часа такой практики, для мысленных вычислений точки соприкосновения и линии прицеливания вам уже не потребуется реальный "третий" шар. Вы всегда сможете с высокой точностью вообразить его.


ИГРОВАЯ СТРАТЕГИЯ

Игровые качества игрока определяются не просто способностью его забить шар, а умением забивать несколько шаров последовательно, выполняя так называемые серии. Для этого перед выполнением каждого удара необходимо спланировать следующий. Выберите шар, который Вы намереваетесь забить следующим, выберите точку (район) на столе, при нахождении битка в которой это будет удобно сделать, выполните удар таким образом, чтобы после него биток вышел в район, удобный для следующего удара. Чем больше Вы будете тренироваться, тем длиннее серии будут у Вас получаться. Четыре схемы поэтапно изображают стратегию выигрыша в партии при игре в пул-"восьмерку".


УПРАЖНЕНИЯ

Во-впервых, имеется хорошее начальное упражнение, рекомендуемое многими известными мастерами. Установите биток на точку "дома" и со средней силой выполните удар по центру шара, прицелившись прямо по центру дальнего борта (cм. первый рисунок.) Оставайтесь в стойке и дождитесь, чтобы шар вернулся назад и коснулся своим центром наклейки Вашего кия. Не коснулся? Значит, Вы не прицелились точно по центру противоположного борта, либо же не ударили точно по центру битка, либо же линейность Вашего удара была нарушена.

Последовательная тренировка одного и того же удара в течение некоторого времени гораздо полезнее хаотичной "стрельбы" по шарам на столе. Рядом показано несколько широко используемых тренировочных ударов. Понаблюдайте, сколько шаров Вы сможете забить подряд, играя из одной и той же позиции. При несложных ударах Ваше попадание должно быть стопроцентным. По мере повышения Ваших навыков в таких ударах старайтесь их усложнять.


ПРАВИЛА

Внимание: данные версии спортивных правил игры в пул сокращены. Для разрешения возможных разногласий обращайтесь к полным версиям официальных правил BCA на нашем сайте.

ПУЛ - "Восьмерка"

Восьмерка - это игра с заказом, до удара игрок обязан объявить номер шара и лузу, в которую этот шар будет забит. Если это удается - игрок продолжает серию своих ударов, если нет - право удара переходит к противнику, который продолжает игру с того места, где остановился биток (белый шар).

Пятнадцать шаров устанавливаются в пирамиду: шар №8 в центре, с одного угла сплошной, с другого - полосатый, а остальные шары в произвольном порядке, по возможности с чередованием сплошных и полосатых . При разбитии шары должны хорошо раскатиться: как минимум четыре шара (не считая битка) должны коснуться борта или упасть в лузы. Шар и лузу при разбитии заказывать не нужно. Если при разбитии в лузу упал хотя бы один шар - игрок, разбивавший пирамиду, продолжает игру. Если ни один шар не упал - право удара переходит к противнику. После разбития стол является "открытым", то есть игроки имеют право играть битком по любым (сплошным или полосатым) шарам, кроме шара №8. Стол остается "открытым" до тех пор, пока один из игроков правильным ударом не забьет заказанный шар. Если игрок забил сплошной шар, то он должен в данной партии продолжать забивать только сплошные шары, а соперник - только полосатые. Так происходит выбор "своей" группы шаров. Шар, упавший в лузу с разбития, на выбор группы не влияет.

В дальнейшем (до конца партии) игроки обязаны играть только по "своей" группе шаров, т.е. при ударе каждого из игроков, биток должен первым коснуться шара той группы (сплошных или полосатых), которая является "своей" для бьющего игрока - это считается правильным ударом. Если игрок правильным ударом забил шар в соответствии со своим заказом - он продолжает игру, независимо от того, какие еще шары ("свои" или "чужие") упали в лузы (кроме шара №8 - его забивают отдельно, после всех "своих" шаров). Если заказанный шар не забит в заказанную лузу, независимо от того, упали ли в лузы какие либо другие шары, кроме шара №8 - право на продолжение игры получает противник.

Если игрок при ударе попадает первым касанием битка по одному из шаров соперника или по черному шару (№8), то объявляется фол (нарушение) - право удара переходит к сопернику, который может установить биток в любой точке стола и ударить в любом направлении ("игра с руки"). Фол также объявляется если биток после удара упал в лузу или если игрок при ударе коснулся шаров рукой, если шар вылетел за борт и т.п.

После того, как игрок забил все шары из своей группы, он может играть шар №8, заказав для него любую лузу. Если игрок, забивший все "свои" шары, забивает "восьмерку" в заказанную лузу, то он выигрывает партию, если нет - партия продолжается. Если шар №8 забит при разбитии пирамиды, то партия не считается выигранной, вместо этого производится повторное разбитие пирамиды. Если "восьмерка" попала в лузу до того, как игрок забил все "свои" шары, или она была забита неправильным ударом (например, биток закатился в лузу) то игрок проигрывает партию.

Примечание: довольно распространена и т.н. "клубная" версия этих правил. Ее отличие состоит, в основном, в том, что при выполнении удара лузы не заказываются, при фоле производится удар не "с руки", а с линии дома. "Восьмерка" же, согласно этим правилам, должна быть забита в лузу, противоположную той, в которую был забит последний "свой" шар. Эта версия правил служит для того, чтобы продлить партию на жетонных столах. Возможны и другие различия в правилах - при игре с незнакомым противником, особенно на деньги, рекомендуется предварительно обговаривать все детали правил.

ПУЛ - "Девятка"

В настоящее время пул-"девятка" - одна из самых популярных пуловских игр среди профессионалов и спортсменов-любителей.

Шары с номерами от 1 до 9 устанавливаются в пирамиду в форме ромба, в которой шар №1 ставится первым, шар №9 в центре ромба, остальные - в произвольном порядке. При разбитии пирамиды удар битком всегда наносится в шар №1. В процессе игры игрок, производящий очередной удар, должен сначала коснуться битком шара с наименьшим номером (из оставшихся на столе шаров). Если он делает это, то любой шар, забитый при ударе, считается правильным, и игрок продолжает свою серию ударов. Если ни один шар при правильном ударе не попал в лузу, право удара переходит к сопернику обычным порядком - с места, где остановился биток. Если при ударе биток не коснулся первым шара с наименьшим номером на столе, или если биток после удара упал в лузу, то объявляется фол (нарушение), право на следующий удар переходит к сопернику, который может установить биток в любой точке стола и продолжить игру (удар "с руки"). Если шар №9 попал в лузу в результате неправильного удара - шар №9 возвращается на дальнюю точку стола, объявляется фол и противник продолжает "с руки". Другие шары в подобной ситуации на стол не возвращаются, противник просто продолжает игру "с руки". Если шар №9 упал в лузу при разбитии пирамиды - партия считается выигранной игроком, разбивавшим пирамиду.

Тот, кто первым при правильном ударе забьет шар №9 - выигрывает партию.

Если игрок делает фол три раза подряд (т.е. каждый раз, когда право удара переходит к игроку обычным порядком, игрок выполняет неправильный удар и этот случай повторяется три раза подряд) - он проигрывает. Если после одного или двух фолов подряд игрок выполняет правильный удар - фолы, полученные им ранее, аннулируются и следующий возможный фол этого игрока вновь засчитывается как "первый" из трех, требуемых для проигрыша партии. Часто профессиональные игроки в "девятку" успешно пользуются такой стратегией, искусственно создавая ситуации, когда противник оказывается не в состоянии выполнить правильный удар и после трех фолов подряд проигрывает партию.



Автор Traveller





ПАРТНЕРЫ


Журнал "Nовая Vологда"
Клуб "Гладиатор"
Клуб "Шаровня"
СветМастер
СпортАрт
Фора-бильярд